Рисунок при укладке керамической плиткой
Приклеить плитку на стену или на пол — это одно дело, не требующее большой фантазии, главное, чтобы руки росли из нужного места и под правильным углом. Иное дело — придумать рисунок облицовки, выбрать ее цветовое решение. Для этого недостаточно мануальных навыков, необходимы еще толика вкуса и знание законов художественной выразительности. А ведь именно с выбора дизайна интерьера, в котором облицовка играет не самую последнюю роль, и начинаются облицовочные работы.
Рисунок облицовки
Если посмотреть на облицовочное покрытие с некоторого расстояния, то можно заметить, что оно представляет собой более или менее замысловатый узор. И чем больше разновидностей плиток и фасонных изделий было задействовано в создании облицовочного покрытия, тем причудливее и сложнее этот узор выглядит. Даже монохромная облицовка из фоновых плиток одного цвета не так проста, как может показаться на первый взгляд. Рассмотрите ее внимательнее, и вы обнаружите, что одноцветная облицовка существует не сама по себе, а во взаимодействии с прочими отделочными материалами, аксессуарами, предметами интерьера и текстильными принадлежностями, находящими в помещении. Все вместе они образуют единый рисунок, в котором в идеале каждая деталь продумана и по форме, и по цвету, и по размеру, даже межплиточные швы вносят свою лепту в формирование общего эстетического впечатления.
Любое облицовочное покрытие по сути своей, сборная поверхность, в основе которой лежат модули — облицовочные плитки. Именно характер модулей во много определяет рисунок и стилистику всего облицовочного покрытия. Так, плитки сложной конфигурации изначально придают облицовке более сложный и замысловатый вид, чем квадратные модули. Если к тому же на лицевую поверхность фигурных плиток нанесен какой-нибудь орнамент, то облицовка автоматически превращается в монолитный ковер, сравнимый по красоте и великолепию с восточными аналогами.
Планирование будущего облицовочного покрытия начинается с анализа размеров облицовочных модулей: будут ли это слэбы или мозаичная плитка, либо для воплощения вашего замысла идеально подходит плитка стандартного размера. И тут при выборе формата облицовочных материалов необходимо знать некоторые закономерности.
Для облицовки помещений небольшого размера нецелесообразно выбирать слишком большие плитки, из-за которых пространство будет казаться еще меньше, чем оно есть на самом деле. В небольших помещениях облицовку, как правило, выполняют из одноцветных или многоцветных плиток не большого размера. По краю облицовки можно проложить фриз из прямоугольных или квадратных плиток. Хорошо сморится в маленьких комнатах пестрая мозаика.
Для больших помещений рисунок напольной облицовки обычно делают симметричным. Особенно эффектно в огромном зале выглядит традиционная “ковровая” укладка с мозаичной розеткой в центре и фоновыми плитками большого размера вокруг него. По краю напольной облицовки прокладывают фриз из более темных мозаичных или орнаментированных плиток. Чтобы визуально увеличить небольшое помещение, придать ему иллюзию простора, в облицовке пола рекомендуется использовать небольшие вставки-тоцетти.
Облицовочные модули укладывают прямыми рядами шов в шов, прямыми рядами в разбежку или диагональными рядами. Самой трудоемкой из перечисленных схем является диагональная облицовка, поэтому начинающему облицовщику лучше остановить свой выбор на первых двух схемах. Тем более, что простой облицовкой шов в шов можно достичь поразительных декоративных эффектов, например путем сочетания плиток разного цвета. В некоторых случаях стилистические особенности интерьера диктуют более сложные художественные решения, такие как сочетание диагональной и прямой облицовки или фантазийная укладка модулей
Существенную лепту в создание общего впечатления от облицовочной поверхности вносит качество межплиточных швов их рисунок, ширина, ровность и цвет. Швы между модулями могут быть тонкими или заполненными затирочной смесью под цвет плитки, из-за чего облицовочное покрытие будет казаться монолитным. Крайний вариант монолитной облицовки — бесшовная укладка плиток. Наоборот, контрастные швы привлекают к себе внимание и становятся важными элементами рисунка облицовки.
Огромное влияние на читаемость межплиточных швов оказывает размер облицовочных модулей. Чем меньше плитки, тем отчетливее бросаются в глаза межплиточные швы особенно, если они контрастные по цвету. Редкие швы между плитками большого формата не так привлекают к себе внимание и воспринимаются спокойнее.
Существенно изменить восприятие помещения могут узоры на лицевой поверхности облицовочных плиток. Есть некоторые типы узоров, которые четко ассоциируется с определенными стилями. Так, клетка неотъемлемо связана с сельским стилем, а двухцветная геометрическая графика отсылает к стилю оп-арт. Узоры на плитке могут внести существенные коррективы в визуальное восприятие пространства. Очевидно, что вертикальные полосы делают помещение выше, а горизонтальные — шире. Узоры с мелким рисунком позволяют скрыть неровности поверхности.
Узорчатых плиток (декоров, бордюров декоративных панно) не должно быть слишком много. Согласно законам восприятия, декоративные элементы привлекают к себе внимание в первую очередь, а потому их располагают поодиночке или группируют по несколько штук, тщательно продумывая место их расположения. Декоративные вставки могут быть разбросаны по фоновой плитке хаотично или в соответствии с определенной логикой. Бордюры могут быть расположены горизонтально вертикально, в обоих направлениях или вразбивку подобно декоративным вставкам. Часто бордюры приклеивают по периметру облицовки, зеркала, вмонтированного в стену, оконного или дверного проема. На полу бордюр нередко используют в виде фриза, уложенного по периметру помещения. Фриз подчеркивает пространство пола, очерчивает его границы и придает напольной облицовке некую завершенность. При этом между стенами и фризом обычно оставляют место для фоновой плитки. Интересен прием свободной укладки напольного бордюра, который особенно эффектно смотрится в небольших помещениях.
При выборе узора облицовочного материала следует учитывать назначение помещения:
в частности плитки с морской тематикой более уместны в ванной комнате, а рисунки фруктов, напитков и посуды более всего подходят для кухонных стен. В семьях с маленькими детьми жилые помещения можно оживить забавными картинками с мультяшными персонажами, выполненными в яркой цветовой гамме.
При использовании сразу нескольких узоров в оформлении одного и того же помещения необходимо придерживаться того правила; что они должны иметь общие черты и не вступать друг с другом в открытый конфликт. Например, хорошо сочетается клетка разного масштаба или клетка и полоска приблизительно одинаковой цветовой гаммы. Гармонично смотрится один и тот же узор в нескольких масштабах — крупный на полу и более мелкий на стенах. При этом не стоит располагать мелкий рисунок на фоне крупного, где он может просто-напросто потеряться.
В заключение один небольшой профессиональный секрет — как превратить однотонную, ничем не примечательную плитку в уникальную и неповторимую, достаточно украсить ее лицевую поверхность ручной росписью.
Существуют 2 основных способа росписи плитки:
— штамповка;
— роспись по трафарету.
Для штамповки понадобятся специальные штампы с желаемым рисунком. В качестве материала для штампов подойдут прочный картон, линолеум, пенополистирол и даже картошка. Краски можно использовать акриловые, масляные, но лучше специально предназначенные для росписи керамической плитки: они более прочные и долговечные Краску на носят на штамп при помощи кисти или валика, после чего штамп сильно прижимают к поверхности плитки.
Роспись по трафарету предполагает изготовление трафаретного шаблона из выше перечисленных материалов. Трафарет вырезают макетным ножом или скальпелем (но не ножницами!) с предельной аккуратностью, так как от качества трафарета будет зависеть результат работы. Картонный трафарет рекомендуется протереть смесью из равных частей скипидара и прокипяченного льняного масла. Для трафаретной росписи удобно использовать аэрозольные нитрокраски предназначенные для окраски автомобиля. Впрочем, также годятся краски акриловые, масляные и специальные для росписи керамической плитки. После каждого использования трафарета его тщательно вытирают.
Вообще, эксперименты с узорами требуют наличия художественного чутья, поэтому, если вы не уверены в себе, лучше ограничится однотонными или хотя бы двухцветными поверхностями, тем более что они все равно, хотите вы того или нет, будут разбавлены “узором” мелких предметов интерьера и прочих безделушек.
В некотором роде разновидностью мелкого узора является фактура облицовочного покрытия. Визуально фактура “схватывается” не так быстро, как цвет или графический узор. Воздействие ее происходит где-то на подсознательном уровне, а потому прочно ассоциируется с теми или иными эмоциональными состояниями. Например, шероховатые фактуры нам кажутся более теплыми и уютными, прочно ассоциируясь с детством, нежели гладкие и блестящие, от которых отдает холодком. Именно поэтому плитка котто и каменная мозаика вызывают ощущение сельского уюта, а мрамор, полированный керамогранит или виниловое покрытие придают помещению отстраненную официальность.
Все фактуры, используемые в пределах одного помещения, должны уравновешивать друг друга. Гладкие фактуры хорошо чувствуют себя в компании с шероховатыми, филигранно обработанные с грубыми. Особенно большую роль фактурное решение пространства играет в том случае, если цветовой фон — слабый или нейтральный (например, если облицовка выполнена в белых или пастельных тонах).
����������: 31
��������� �� ������ ����:
|
��������� ���������:
|
|
|
|
����� ����
"������ ��������� ������ ������"
����� ����
"��� ���� ���������"
��������� �������� �����
|
|